Столярная мастерская Папа Карло
» » BOSCHковитый немец

BOSCHковитый немец

BOSCHковитый немец
Логотип фирмы Bosch, одного из мировых лидеров рынка инструментов, знают многие. Каждый, кто покупал инструменты известного производителя или хотя бы приценивался. Люди, не растерявшие привычки удивляться, наверняка пытаются разгадать значение геометрической фигуры, расположенной рядом с названием компании. Ответ нужно искать в биографии основателя компании Роберта Боша — человека, который поразил мир ошеломляющей целеустремлённостью и стремительным успехом.

Крестьянское происхождение

Роберт Бош увидел свет 23 сентября 1861 года в городке Ульм на юге Германии, одиннадцатым из двенадцати детей в семье потомственных крестьян Сервациуса и Марии Маргареты Бош.

Правда, семья была «кулацкой», довольно зажиточной, и Сервациус не утруждал себя работой в поле ради пропитания. У него была гостиница с помпезным названием «Корона», пивоварня, а также большой земельный участок с дорогой, плата за проезд по которой составляла основную статью доходов семейного бюджета. Конец процветанию настал внезапно: власти собрались проложить поблизости железную дорогу. Сервациус спешно продал недвижимость и переехал вместе с женой и детьми в близлежащий город Ульм.

В Ульме маленького Роберта отдали в реальную школу, где за годы учебы будущий изобретатель получал в основном средние оценки, проявляя особый интерес только к зоологии и ботанике. Однако с окончанием школы в 1876 году Роберту пришлось, следуя настоянию отца, избрать стезю мастера-механика. Здесь начинается интересное — начало карьеры Роберта, пути от выпускника обычной школы до создателя и главы крупнейшей фирмы.

BOSCHковитый немецВ течение следующих десяти лет, до 1886 года, Роберт Бош путешествует, работает, набирается опыта, занимается самообразованием. Овладевает несколькими специальностями на предприятиях Германии, в армии, в инженерном батальоне, почти дослуживается до офицерского звания. Посещает Высшую техническую школу в Штутгарте, затем уезжает пытать счастья за океаном — на фабрике в Нью-Йорке. Возвращается через Атлантику в Великобританию, где снова работает на электротехническом производстве…

Вернувшись после годов странствий на землю отцов, Бош серьезно думает над созданием собственного предприятия. Наконец, в ноябре 1886 года, взвесив все «за» и «против», Роберт берет из отцовского наследства 10 000 марок на уставный капитал и открывает в Штутгарте собственную фирму «Мастерскую точной механики и электротехники». Сам разъезжает на велосипеде с помощниками по клиентам, собирает заказы.

Эврика! Магнето!

Начинает Роберт Бош с мелочей — продажи всякой электротехники, от телефонных аппаратов до дистанционных датчиков уровня воды. Сотрудники «Мастерской» берутся даже за работу «не по специальности», например, изготавливают деревянные футляры для фотоаппаратов, выполняют ремонт мелких механических устройств. Однако со временем обороты растут, фирма Боша нанимает новых и новых сотрудников, набирает все больший портфель заказов. Развитию дела помешал экономический спад 1892 года, когда число сотрудников компании пришлось сократить всего до трех. Однако тогда фирма уже хорошо себя зарекомендовала и имела большое число клиентов, так что объем продаж сократился ненамного. Уже через несколько лет компания Боша полностью вернула утраченные позиции и к началу нового века она показывала стремительное развитие. А ключом к будущему процветанию для нее стало замечательное изобретение Боша – магнето.

Началось все так: компания Боша получила от крупной фирмы, производившей автомобили, заказ на изготовление системы зажигания для стационарного двигателя. Здесь ярко проявился изобретательский талант Роберта Боша. Он усовершенствовал аппарат фирмы Deutz, который при механическом движении генерировал электрическую искру: установил получившееся магнето в двигатель, где тот взрывал воздушно-топливную смесь, приводя поршни в движение. Заказ был выполнен, а изобретение стало своеобразным прорывом, ведь прежде зажигание в двигателе производилось от различных «пиротехнических приборов» вроде калильной трубки Даймлера, которые грозили взорвать весь автомобиль.

Спустя несколько лет, выполняя другой заказ, Бош значительно улучшил магнето для французских трициклов De Dion Bouton. Успешное выполнение заказа незамедлительно повлекло расширение сотрудничества с зарубежными фирмами-производителями. Прибыли от продаж улучшенного магнето постепенно стали составлять львиную часть доходов компании Боша.

Прибыльное человеколюбие

Реклама в профильных журналах, а также победы в гонках автомобилей, оборудованных устройством Боша, вызвали стремительный рост спроса на продукцию «Мастерской» на рынках всего мира. Так, из первой же деловой поездки по Соединенным Штатам агент компании привез заказов почти на $ 1 млн США. Представительства и заводы компании Боша открывались почти ежегодно во всех частях света. Магнето Боша стало основой двигателя почти всех автомобилей, пыливших по дорогам в начале XX века.

Вспомните старые фильмы, где перед стартом двигателя каждый механик минимум несколько секунд самозабвенно вращает кривоколенный рычаг. Да ведь он заводит магнето – патентованное изобретение Боша. Несколько вращений «якоря» – и возникает искра, топливная смесь воспламеняется, — приходит в движение все нутро железного коня!

Не таков был Роберт Бош, чтобы останавливаться на достигнутом и строить благополучие всей компании на одном, пускай и весьма успешном изобретении. В недрах его компании тем временем разрабатывается и выпускается целый комплекс нового электрического оборудования для автомобиля — свечи и распределитель зажигания, светотехника, звуковые сигналы, транзисторные радиоприемники, дизельные топливные насосы и многое другое.

Кроме технических нововведений, на фабриках Боша проводится новаторская для тех лет социальная политика. Здесь в 1906 году был введен 8-часовой рабочий день, за что глава фирмы даже получил прозвище «Красный Бош». Правда, сделано это преобразование было не только из человеколюбия: требовалось серьезно наращивать производство, а новый режим труда позволял предприятию работать в две смены.

Кстати, о человеколюбии. С развитием компании и ростом прибыли Роберт Бош регулярно стал отчислять огромные суммы на филантропические цели — на открытие института, больниц, создание фонда Bosch-Hilfe (нем. «Бош-Помощь»).

Роберт-встанька

Не единожды компании Роберта Боша удавалось возрождаться, подобно сказочной птице Феникс, чуть ли не из пепла подниматься, как ванька-встанька, будучи поверженной на лопатки. По завершении и Первой и Второй Мировых войн, зарубежные отделения компании реквизировались местными властями, а патенты на изобретения делались публичными. Хотя, к примеру, во время Первой Мировой войны Бош отказался от прибылей за поставку вооружений и спонсировал госпиталь, а позже, с приходом к власти НСДАП, выражал стойкую антипатию к идеям национал-социализма и к лидеру фашистов.

Один из ведущих сотрудников компании был среди организаторов неудавшегося покушения на Гитлера 20 июля 1944 года. Каждый раз после таких катастроф компания Боша восстанавливалась и продолжала развитие.

Главный вектор – диверсификацию производства — руководство компании выбрало по рекомендации самого Роберта Боша, который в 1926 году в возрасте 65 лет отдал управление фирмой в руки преемников. Покинув бурные воды бизнеса, Роберт остаток жизни посвятил страстному увлечению – охоте, а также размышлениям. Из-под его пера вышло эссе об экономической политике «О необходимости международного взаимопонимания». В 1942 году Роберт Бош скончался от осложненного воспаления среднего уха.

Компания, следуя заветам основателя, стала одним из лидеров среди производителей рабочих инструментов и домашней техники. Сегодня фонд Robert Bosch GmbH, которому принадлежит 92% уставного капитала концерна (оставшиеся проценты – в руках непосредственных наследников Роберта), продолжает дело благотворительности, начатое отцом-основателем.

А что же с эмблемой Bosch? Ключ к ней – в истории компании. После Первой Мировой войны компания вместе с иностранными подразделениями потеряла права на прежние торговые марки. Но однажды один из ведущих сотрудников компании, Готтлоб Хонольд, обратил внимание на пресс-папье, стоявшее на рабочем столе. А через пару лет картина, привлекшая его взгляд, уже отпечатывалась на каждом изделии Bosch.

Пресс-папье представляло собой двойной Т-образный «якорь» в проволочной обмотке, помещенный внутри железной гильзы – иначе говоря, представляло то самое магнето Боша в разрезе! И сегодня на изделиях фирмы Bosch можно увидеть символ магнето, того «трамплина», что столетие назад позволил компании Роберта Боша сделать в развитии феноменальный скачок вверх. А изобретение Боша стало для его компании настоящим талисманом и знаком успеха.

Источник: http://dreldd.ru
  

наверх